Стерлядь
Бумажная модель-копия канонерской лодки Российского Императорского Флота середины 19-го века
Крымская война 1853-1856 года выявила ряд слабых моментов в системе обороны столицы Российской Империи. В целях защиты Санкт-Петербурга от флота коалиции западных держав было принято решение строить серию паровых канонерских лодок. Первой, предсерийной стала построенная по Высочайшему указанию канонерская лодка СТЕРЛЯДЬ. Она была в спешном порядке сконструирована и построена при всяческом содействии со стороны Великого Князя Константина Вице-Адмиралом Иваном Ивановичем фон Шанцем на верфях в Або.
Русский моряк и кораблестроитель из немецкого рода Эбергардов к этому времени уже сконструировал и построил в Або летом 1853 года серию парусно-гребных канонерок для защиты финских шхер.
Также, еще до Крымской войны Иван Иванович имел опыт проектирования паровых кораблей - пароходо-фрегаты Рюрик и Олаф, корвет Калевала.
Получив указание, он подписал контракт на строительство с "Купеческой верфью и заводом Эриксона и Кови" в Або.
13.09.1854 года Стерлядь была спущена на воду и 30.09.1954 года вошла в состав Балтийского флота.
Она достаточно сильно отличалась от остальных канонерок серии. На лодке практически отсутствовали все виды обеспечения жизнедеятельности. Также, она не предназначалась для многосуточных переходов. По сути, она представляла из себя самоходную орудийную платформу с мощным вооружением.
Первоначально канонерка была вооружена тремя 68-фунтовыми бомбическими пушками. Затем, после небольшой модернизации в 1855 году в Кронштадте, в ходе которой также было заменено парусное вооружение, подводная часть зашита оцинкованным металлом и изменена форма штевней, вооружение Стерляди было заменено на 1 чугунный пудовый единорог и 2 24-фунтовых пушек.
Также есть данные, что Стерлядь и Осетр были приписаны к Гвардейскому флотскому экипажу.
Во время Крымской войны лодка принимала в ней самое деятельное участие. Фактически, до введения в апреле 1855 года в строй серии канонерских лодок, построенных по образцу Стерляди, на начальный период войны это был единственный винтовой корабль, который можно было противопоставить многочисленному паровому флоту союзников.
После войны лодка участвовала в плаваниях практической эскадры винтовых судов под начальством Вице-Адмирала фонъ-Шанца.
03.03.1869 года Стерлядь была выведена из боевого состава, разоружена и сдана к Кронштадскому военному порту на хранение, а 26.08.1871 года исключена из списков судов Балтийского Флота и сдана на слом.
Тактико-технические характеристики канонерской лодки следующие:
Наибольшая длина - 33,5 метров
ширина - 5,8
водоизмещение – 178,5 т.
Скорость – 6,75 узлов
Большое количество мелких деталей. Присутствует двусторонняя печать. Рекомендуется опытным моделистам.