Шквал

25,00 BYR

Бумажная модель-копия башенной канонерской лодки Амурской флотилии.

Количество
есть на складе

С тех пор, как Российская Империя продолжила свое движение на восток и начала осваивать бескрайние просторы приморья и бассейна реки Амур, перед государством остро встала необходимость охраны своих границ. 
С учетом малочисленности армейских гарнизонов существенную помощь в этом по замыслу Приамурского Генерал-Губернатора А.Н.Корфа должна была сыграть речная флотилия, вопрос о создании которой он поставил перед правительством. Однако до самого окончания Русско-Японской войны всерьез этим вопросом так никто и не занялся. Имело место лишь вооружение пулеметами и легкой артиллерией пароходов Амуро-Уссурийской казачьей флотилии и министерства путей сообщения. 
Лишь в 1905 году были заложены 4 мореходные канонерки типа Гиляк, которые, однако, так и не попали по месту назначения, и 10 лодок типа Бурят и Вогул. И вот, 12 мая 1907 года наконец то произошло событие, которое заложило фактически другой подход к построению и организации флотилии - Особым Комитетом по организации прибрежной обороны был заключен договор с правлением Балтийского Судостроительного и Механического завода на постройку 8 канонерских лодок. К работам по постройке приступили 14 июля 1907 года.
Канонерки должны были обладать большой автономностью, мощным артиллерийским вооружением, способным подавлять береговые укрепления и полевую артиллерию предполагаемого противника, а также малую осадку. Впервые в мире русские кораблестроители применили для таких сравнительно крупных боевых кораблей двигатели внутреннего сгорания вместо паровых машин. Двигатели поставили петербургский “Людвиг Нобель” и Коломенский заводы. Предварительно все части лодок собирались на болтах в Петербурге, а затем в разобранном виде корпуса семи канонерок были отправлены на реку Шилка для окончательной сборки на временно-устроенной сборочной верфи близ Сретенска. Спуск на воду их состоялся 28 и 29 июня 1909 года, после чего они были отбуксированы в Осиповскую протоку для достройки. Головная же лодка - Шквал, была спущена 26 июня 1908 года и испытывалась в Финском заливе, а затем в разобранном виде была доставлена туда же, где достраивались отстальные лодки. Повторный спуск состоялся 5 июня 1910 года.
Приказом по Морскому ведомству от 28 апреля 1908 года за №95 строящимся канонерским лодкам присвоили следующие названия: Шквал, Шторм, Смерч, Гроза, Вихрь, Тайфун, Вьюга и Ураган. Окончательная сдача лодок произошла в навигацию 1910 года.
На кораблях было установлено весьма мощное вооружение - два 152 мм орудия в 50 калибров длиной, в двух одно-орудийных башнях в носу и корме, и 4 120 мм орудий в двух-орудийных башенных установках по бокам корпуса. Также было установлено 6 пулеметов Максим. Черников упоминает также о 2-х 47-мм орудиях, установленных на корме, однако на чертежах они отсутствуют, как и на фотографиях большинства лодок начального периода службы. Скорее всего они были установлены позднее и не на все лодки.
Со вступлением в строй новых кораблей Амурской Флотилии - сумма сборов, которые собирались за провоз товаров по Амуру и Сунгари с обнаглевших после русско-японской войны китайских купцов выросла многократно, чем сразу окупило постройку мониторов. 
В ходе Первой мировой войны с лодок было снято вооружение и отправлено на фронт, за исключением Шквала и Смерча.
Активных действий в этот период на Амуре не предвиделось.
А затем грянуло смутное время: Октябрьский переворот, Гражданская война, а затем интервенция, создание разного рода местных республик. В результате Амурская флотилия переходила из рук в руки, пока большинство кораблей не оказалось в плачевном состоянии, а Шквал - вообще был угнан японцами на Сахалин.
В создаваемой вновь Красной Амурской Флотилии лодки типа Шквал также составили основное боевое ядро. 
В мае 1925 года Шквал вернули в Россию. Началось переименование, перевооружение и переоборудование лодок.
Шквал получил имя китайского партийного деятеля - Сун Ят Сен. Все лодки получили треногие мачты.
Вооружение Сун Ят Сена в 1927 году составлялли 6 120 мм орудий и 6 7,62 мм пулеметов. Затем, в 1928 году последовало следующее перевооружение, в ходе которого пулемета осталось 4, а дополнительно были поставлены 2 76,2 мм зенитные пушки Виккерса.
Накануне знаменитого конфликта на КВЖД состоялось очередное перевооружение и Сун Ят Сен получил уже 8 120 мм орудий в 4-х башнях и 2 76,2мм орудия Виккерса. 
В ходе конфликта моряки разгромили Сунгарийскую военную флотилию противника. Поддерживали огнем войска, перевозили десанты. Все мониторы типа Шквал приняли участие в Манчжурской наступательной операции. И снова Сун Ят Сен обстреливал позиции Квантунской Армии, перебрасывал десанты. За героизм и мужество в 1945 году Сун Ят Сен получил звание Гвардейского.
В 1947 году, исходя из идеологических соображений, Сун Ят Сен был переименован в Сучан. А в 1958 году корабль было исключен из списков флота. 

Модель достаточно детализирована и, с учетом сложных обводов в кормовой части, а также большого количества мелких деталей рекомендуется опытным моделистам. 

2019-08-16

Характеристики

Масштаб
1:200
Кол-во листов
9
Автор
Власов Александр
Формат
А3
Артикул
БМ-278